Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • г. Москва, метро Щёлковская, ул. Уральская, д. 15А
  • +7(495) 466-59-98; +7(495) 469-92-52
  • info@school-lad.ru

Сведения

Способности — диагностика или воспитание…

Цель хорошего образования — дать человеку возможность быть полезным, востребованным, жить в ладу с окружающим миром. Но этот мир противоречив и многогранен. Проблемы, которые встают на пути каждого выпускника могут стать решенными задачами и ступенью к дальнейшему росту, или препятствием на жизненном пути.

Когда родители приводят ребенка в частную школу, а я работаю в ЧОУ СОШ «ЛАД», которая находится в районе Гольяново, они точно заинтересованы в добротном образовании и готовы направить все силы и средства на развитие способностей своего ребенка. Но знаем ли мы, когда и как проявятся способности и склонности ребенка, которые позволят стать ему счастливым, заниматься своим делом по призванию?

— Нам сказали, что у него нет способностей к математике…, — говорит мне мама, приводя ребенка в пятый класс нашей школы. — В нашей семье никто не знает и не любит математику, поэтому не надо давать слишком сложных задач», — слышу я от родителей и учеников седьмого, пятого, а иногда и начальных классов. На мой взгляд, это заблуждение.

Во-первых, мы не можем оценить способности, возможности человека, пока он не сформирован полностью. А произойдет окончательное созревание личности только к двадцати годам, а в некоторых случаях и позднее. И до этого момента мы должны создавать условия, активно стимулировать разнообразные направления в развитии личности.

Во-вторых, нет ни одного раздела школьной программы, который оказался бы недоступным для ученика, добросовестно и регулярно выполняющего задания по предмету. Авторитетное свидетельство известного математика академика А.Н. Колмогорова гласит: «Необходимость специальных способностей для изучения и понимания математики часто преувеличивают… Обычные средние человеческие способности вполне достаточны, чтобы при хорошем руководстве или по хорошим книгам… усвоить математику, преподаваемую в средней школе».

Но из всего этого совсем не следует, что всех учеников можно обучать одинаково легко. Здесь совершенно неодинакова мера «вложения труда». При самой лучшей организации методики обучения ученик будет продвигаться успешнее и быстрее в какой-нибудь одной области, чем в другой, а в одной и той же области одни ученики будут продвигаться успешнее и достигнут больших высот, чем другие. Способности не есть нечто раз и навсегда определенное, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения и нельзя заранее точно предвидеть, как далеко пойдет это развитие. Скорость мышления, объем памяти, темпы развития, трудолюбие, утомляемость, индивидуально-психологические различия — все это влияет на успешность обучения школьника. Объяснение различных успехов при прочих равных условиях следует искать в особенностях самого ученика.

К сожалению, современные формы контроля и оценивания знаний детей не всегда учитывают эти индивидуальные особенности. Доказано, что крайне неинформативна проверка знаний и умений в тестовой форме, автоматизированная обработка ответов, так как не показывает особенностей мышления ребенка. Получая «голый» ответ на бланке, мы не видим рассуждения, а значит, не можем оценить логику человека. Кроме того, ограничение по времени отнимает возможность продемонстрировать свои способности детям с медленным, но глубоким характером освоения материала. А их знания, как правило более прочны и основательны.

Что касается определения, выявления способностей, склонностей к отдельным предметам, в частности к математике, конечно, следует обращать внимание, когда школьник получает явное удовольствие от решения задач, меньше устает при равных объемах заданий по другим предметам, умеет самостоятельно рассуждать и доказывать, не повторяя чужих мыслей, может найти несколько решений задачи и выбрать более экономный. Важно, что быстрота выполнения заданий не играет особой роли. В нашей школе «ЛАД» мы видим детей, и медлительных до крайности, но очень способных, и наоборот, быстро решающих на заданную тему, но не сохраняющих смысл и содержание пройденного.

И, конечно, зафиксировав определенные успехи в данный момент у ребенка, мы не можем рассчитывать, что именно в этой области знаний он добьется максимального результата. Нужно стремиться в возможной степени развивать все его способности, уделяя при этом внимание развитию ведущих (характерных для данного ученика) способностей, как основам его будущего профессионального выбора.

Следовательно, нет и не может быть дилеммы — воспитывать способности или уже работать теми, кто способен. Нужно и то и другое.

Бейлина Наталья Игоревна,
учитель математики старших классов
ЧОУ СОШ «ЛАД» (ВАО, Гольяново)